Круглый стол в Комитете по науке, образованию и культуре Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

    22 июля 2020 года Комитет по науке, образованию и культуре Совета Федерации провел Круглый стол на тему "О ходе реализации Федерального закона "О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Круглый стол проходил в режиме видео-конференц-связи. Вел круглый стол Валерий Петрович Марков. От Министерства просвещения РФ присутствовал Директор Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Евгений Евгеньевич Семченко, от Российской академии образования заместитель Президента РАО Игорь Сергеевич Павлов. Представители субъектов РФ участвовали в режиме online. На круглом столе обсуждались проблемы, связанные с преподаванием родного языка, в том числе русского, в статусе родного.

Текст выступления председателя Правления Ассоциации учителей родного, в том числе русского, языка, директора Научно-исследовательского центра национальных проблем образования ФИРО РАНХиГС   О.И.Артеменко на Круглом столе в Комитете по науке, образованию и культуре Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Поправки в 11 и 14 статьи федерального закона «Об образовании в РФ» возникли не случайно. Общество и власть осознали, что ситуация с языками народов России, в том числе и с русским языком не очень хорошая и  может стать критической. Вступившие в силу новые дополнения в закон № 273-ФЗ требуют определенных изменений в условиях организации образовательной деятельности. За истекший год, наша работа и была направлена на уточнение, какие изменения  произошли в сфере общего образования в части изучения родных языков.

Анализ справок полученных из 15 субъектов РФ (13 республик и 2 автономных округа) от органов управления образования свидетельствует, что в системе общего образования в ситуации с языками народов России практически никаких качественных изменений не произошло. Отсутствует достоверное различие между количеством учащихся изучающих в 2018/2019 году родной язык, этноним которого вошел в название субъекта, в сравнении с 2019/2020 годом. Так пример, в Северной Осетии-Алании количество детей изучающих осетинский язык достоверно не изменилось, частично  уменьшилось количество детей изучающих ингушский, кумыкский, грузинский, кабардинский языки, выбрав родной язык (русский).

К сожалению, до настоящего времени, отсутствуют федеральные нормативные акты, регламентирующие образовательную деятельность этнокультурной направленности. Федеральное законодательство предусматривает и обеспечение возможности получения образования на родном языке (ст. 11, ч. 5), и разработку примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета национальных и этнокультурных особенностей) для включения их в реестр (ст. 12, п.12). 

С 2012 года дошкольное образование входит в систему общего образования. Закон предусматривает требования к результатам освоения всей основной образовательной программы. Однако, стандарт дошкольного образования все проблемы этнокультурной направленности передал в компетенцию участников образовательных отношений. Такой подход возвращает к компонентному принципу структурирования деятельности организации, что, с одной стороны, при проверках вызывает массу замечаний и, следовательно, нежелание развивать это направление. С другой, программы подготовки воспитателей дошкольных образовательных организаций не предусматривают ознакомление детей с информацией о родном языке и культуре народов России.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования предмет «Родной язык» включен в обязательную часть основной образовательной программы. Для подготовки  педагогических работников, реализующих программы начального общего образования, в области преподавания языков народов Российской Федерации, мы считаем, необходимо разработать Примерные рабочие программы не по отдельным языкам, а по ведущим восьми языковым группам и включить их в реестр Примерных основных образовательных программ. Такой подход возможен, так как закон «Об образовании в РФ» (ст. 2, п.10) предусматривает разработку примерных рабочих программ не только по учебным предметам, но и по иным компонентам. Программы по языковым группам создадут условия реализации системно-аналитического подхода к изучению языков и позволят повысить квалификацию педагога по преподаванию родного языка.

Подготовка педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы общего образования, в области преподавания языков народов Российской Федерации и литературного чтения на этих языках осуществляется на уровнях среднего профессионального и высшего образования.

Вузы выпускают учителей родного языка для преподавания на уровне основного и среднего общего образования, при этом будущие преподаватели не получая систему знаний по возрастным психолого-педагогическим особенностям обучающихся начального общего образования, не имеют юридического права  вести занятия по родному языку и  литературному чтению на этом образовательном уровне. Следовательно, необходимо разработать вузовские образовательные программы, позволяющие выпускникам преподавать предмет «Родной язык» и в начальных классах.

Колледжи выпускают преподавателей начальных классов, но при этом родной язык не входит в обязательную часть основной образовательной программы организации. Студенты выбирают подготовку по родному языку по желанию. Становится очевидным необходимость  включения в обязательную часть программы колледжей подготовку учителя по родному языку и литературному чтению на родном языке.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» предусматривает обучение на языке и обучение языку. Изучение языка — это усвоение в первую очередь грамматических структур, лексики, определенных стилистических норм, а обучение на языке — это практика его реального использования. Считаем необходимым при поступлении в колледж предоставлять студентам возможность выбора отделения не только для преподавания предмета «Родной язык», но и с подготовкой учителя для преподавания в общеобразовательных организациях всех предметов на родном языке.

Нужно отметить, что школа с обучением на родном языке является сильнейшим инструментом консолидации многонационального общества, что реализовалось в России с 1879 года. Для выполнения школой этой функции необходимо создать все условия и в частности переводить на языки народов России учебники из федерального перечня и не требовать оплату за их экспертизу. Такой подход соответствует принципу сохранения единства образовательного пространства.  

Нужна ли школа с обучением на родном языке? Мы проводили скрининговое исследование  учащихся 10-11 классов во всех субъектах Северного Кавказа и убедились, что от 5 до 15 % обучающихся хотят выстроить свою дальнейшую карьеру с использованием своего родного языка.

При подготовке педагогических работников как в колледжах, так и в вузах, реализующих образовательные программы начального общего образования, к сожалению, практически не преподается система знаний по методике преподавания предмета. За постсоветский период мы практически потеряли кафедры и специалистов по методике учебных предметов. При подготовке учителей происходит обучение на использование в образовательной деятельности информационных технологий, которые не ставят задачу: «Как преподавать предмет, чтобы обучающиеся системно, осознанно понимали материал». За двадцатилетие потеря методического научного направления приводит к качественному ухудшению системы школьного образования в целом, в том числе языкового знания. Тот, кто преподает на первых курсах, имеет возможность убедиться в этом и в том, что показатели ЕГЭ мало о чем свидетельствуют и об этом свидетельствуют исследования, проведенные в МГУ им. М.В. Ломоносова на факультете журналистики.

Считаем, что для возрождения методического направления необходимо создать сетевые методические площадки на базе лучших школ и это направление предусмотреть в федеральном проекте «Учитель будущего», входящий в национальный проект «Образование». Такой подход, позволит лучшим преподавателям родного языка (победителям конкурсов) без отрыва от педагогической деятельности, что очень важно, делиться эффективными методическими приемами. Нужно отметить, что учителя родного языка в основном работают в школах сельской местности и для их повышения квалификации, особенно через аспирантуру по методике преподавания родного языка, необходимо предусмотреть финансовую поддержку.  

На основании вышеизложенного считаем необходимо:

1. Фонду сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации предусмотреть финансовую поддержку учителей родного языка для оплаты проживания при прохождении повышения квалификации, в частности при поступлении в аспирантуру по специальности методика преподавания родного языка (13.00.02).

2. Министерству просвещения Российской Федерации создать рабочую группу с включением специалистов из Рособрнадзора для разработки ведомственных нормативных актов учитывающих специфику общеобразовательных организаций, реализующих основные образовательные программы этнокультурной направленности и общеобразовательных организаций с обучение на языках народов России.