ПОСТ-РЕЛИЗ ММК-2021

Международный мастер-класс учителей родного, в том числе русского, языка - 2021 в 15-й раз прошел в Москве

22 декабря 2021 года в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации завершил свою работу Международный мастер-класс учителей родного, в том числе русского, языка (далее ММК), включающий научно-практическую конференцию «Территория дискуссий: этнокультурная направленность в школьном образовании». Мероприятие с 2019 года из статуса Всероссийского перешло в статус Международного. В этом году в ММК принимали участие учителя из Белорусии, Донецка, Луганска, Казахстана, Турции, Ирака, Азербайджана в режиме онлайн. Мероприятие проводили Научно-исследовательский центр национальных проблем образования Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации совместно с Ассоциацией учителей родного, в том числе русского, языка.

ММК проводился на конкурсной основе в три этапа с мая по декабрь 2021 года в заочном и очном форматах (с подключением участников через платформу Zoom).

Для участия в мероприятии зарегистрировалось 1582 участника. Первый (заочный) этап проходил с 20 мая по 29 сентября 2021 г. и включал в себя отбор работ участников, соответствующих Положению конкурса. Для участия в заочном этапе было допущено 264 работы. Отбор работ проходил в режиме онлайн. Второй (заочный) этап длился с 1 июля по 10 ноября 2021 г. и включал работу членов жюри по выявлению победителей заочного этапа во всех номинациях и отбору участников третьего очного этапа. Очный этап проходил в Москве 21-22 декабря 2021 года на который было приглашено 40 участников – учителей и воспитателей детских образовательных организаций. Очный этап включал проведение серии конкурсных мероприятий Международного мастер-класса учителей родного, в том числе русского, языка, церемонию награждения конкурсантов, а также научно-практическую конференцию, на которой обсуждались федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования в части сохранения и развития родных языков из числа языков народов России.

Основная цель мероприятия – содействие сохранению и развитию языкового и культурного многообразия народов России, использование инновационных подходов, направленных на формирование общероссийской гражданской идентичности в корреляции с этнической идентичностью, развитие межнационального согласия. Одна из задач – использование диалога культур, направленного на укрепление культурных связей и взаимоуважения между народами России; распространение передового педагогического опыта в области преподавания языков народов России и новаторских подходов к развитию языковой культуры общения.

Приглашение для участия в финале ММК получили 40 учителей из субъектов России и СНГ, из которых 27 участвовали очно в г. Москве, 13 в том числе из Белоруссии, Луганской и Донецкой Народных Республик участвовали посредством видео-конференц-связи. 

В первой части мастер-класса каждый участник очного этапа конкурса выступил с десятиминутным сообщением и продемонстрировал свои методические приемы, которые использовал на уроках родного языка, подчеркнув элементы преподавания языков народов России в статусе родных языков с опорой на знания, полученные при изучении русского языка, преподавания русского языка в статусе родного, а также прокомментировал материал урока направленный на формирование общероссийской гражданской идентичности с опорой на этническую. Во второй части мастер-класса каждый участник демонстрировал свой национальном костюме на подиуме с рассказом о истории его происхождения, значимости для народа и комментированием его элементов. Участники мастер-класса показали высокое педагогическое мастерство.

22 декабря 2021 года проходила научно-практическая конференция «Территория дискуссий: этнокультурная направленность в школьном образовании» как в очном, так и в онлайн форматах. (См ссылку с 5 час. 2 мин. 30 сек. https://youtu.be/bRZoUXqqzQA)

В данном мероприятии приняли участие 65 человек в очном формате и 447 участников онлайн формата. Специалисты органов управления образованием из всех субъектов Российской Федерации принимали участие в формате онлайн.  Конференция была посвящена обсуждению опыта реализации языковой общеобразовательной политики в субъектах Российской Федерации и обсуждению положений федеральных государственных образовательных стандартов в части создания условий для сохранения и развития языков из числа языков народов России. Участники рассказали о языковой ситуации в своем субъекте и о возникающих проблемах в процессе преподавания и изучения родных языков. (Рекомендации научно-практической конференции размещены в Приложении).

Следует отметить, что мастер-класс учителей родного, в том числе русского, языка в статусе международного проводится уже второй год. Данное мероприятие с историей Всероссийского мастер-класса стало федеральной площадкой, объединяющей учителей общеобразовательных организаций, деятельность которых направлена на сохранение языков и культур народов России, формирование межнационального согласия, общероссийской гражданской идентичности. В связи с этим Ассоциация учителей родного, в том числе русского языка учредила медаль «За вклад в сохранение и развитие родного, в том числе русского, языка». В этом году на основании решения Правления Ассоциации медаль присуждена Дамдинову Алдару Валерьевичу – депутату Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации VII созыва и Загребину Алексею Егоровичу - депутату Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации VII созыва, заслуженному деятелю науки Удмуртской Республики.

За работу в составе жюри мастер-класса благодарностью Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации отмечены: председатель жюри, Алевтина Дмитриевна Дейкина, профессор Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук; заместитель председателя жюри, Клара Николаевна Бурнакова, профессор кафедры англистики и межкультурной коммуникации Института иностранных языков Московского городского педагогического университета, доктор филологических наук, чл.-корр. РАЕН; Воителева Татьяна Михайловна, профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Московский государственный областной университет», доктор педагогических наук; Исаев Юрий Николаевич, ректор БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии, доктор филологических наук, доцент; Исакова Людмила Сулеймановна, ректор ГБОУ ДПО «Северо-Осетинский республиканский институт повышения квалификации работников образования», кандидат педагогических наук; Латфуллина Ландыш Гиниятовна, доцент кафедры общего языкознания Института филологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет», кандидат филологических наук.

В завершении дня состоялось торжественная церемония объявления победителей Международного мастер-класса учителей родного, в том числе русского, языка, вручение призов, дипломов, сертификатов и сувениров всем участникам мастер-класса. В соответствии с Положением конкурса - 2021 участники-победители были награждены дипломами номинаций: «Учитель-методист», «Учитель-наставник», специальных номинаций «Воспитатель формирующий интерес к родному языку» (для педагогов дошкольного образования), «Учитель языков коренных малочисленных народов Российской Федерации», «Разработка урока, посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне». Лучшая работа ММК была отмечена ГРАН-ПРИ «Серебряное перо».

Среди педагогов победителем в специальной номинации «Учитель-новатор» стали:

Заварзина Милана Фаридовна, учитель удмуртского языка и литературы МБОУ "Завьяловская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов" Завьяловского района Удмуртской Республики;

Сандый Шенне Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Чербинская СОШ» муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва;

Такахо Сусана Бачировна, учитель адыгейского языка и литературы МБОУ «СОШ № 6» а.Габукай Теучежского района Республики Адыгея;

Салахова Илюса Адиповна, учитель татарского языка и литературы МБОУ "Гимназия №90" Советского района г. Казани Республики Татарстан;

Саттарова Фанзия Батыргалиевна, учитель начальных классов, татарского языка и литературы БОУ "Тайчинская СОШ" Тевризского муниципального района Омской области

Голубкина Надежда Александровна, учитель марийского (государственного) языка МОУ "Моркинская СОШ №2" Моркинского района Республики Марий;

Латыпова Венера Рашидовна, учитель татарского языка и литературы МБОУ "Уленкульская СОШ им. М. Джалиля" Большереченского района Омской области;

Осипова Екатерина Владимировна, воспитатель МБДОУ Петрозаводского городского округа «Детский сад комбинированного вида №89 «Филиппок», г. Петрозаводска Республики Карелия;

Марюева Эльза Витальевна, учитель начальных классов, учитель ненецкого языка ГБОУ Ненецкого автономного округа "Основная школа п. Нельмин-Нос";

Ефремова Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Полевской лицей" Курского района Курской области (онлайн).

В номинации «Учитель-мастер» стали:

Меров Владимир Савельевич, педагог дополнительного образования МБУДО "Детский этнокультурно-образовательный центр" г. Ханты-Мансийска Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

Алькина Елена Васильевна, учитель начальных классов МОУ «Николаевская СОШ» Николаевского района Ульяновской области;

Губина Александра Дмитриевна, учитель начальных классов МБОУ «Мечетинская СОШ» Зерноградского района Ростовской области;

Переверзева Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы ГУО "Пастовичская средняя школа" Стародорожского района Минской области Республики Беларусь;

Болхоева Санжид-Дулма Базаровна, учительница бурятского языка и литературы МБОУ «Ноехонская СОШ им. В.Д. Ринчинова» Селенгинского района Республики Бурятия;

Сторожева Татьяна Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ "СОШ №8 г.Петровска" Саратовской области;

Козаченко Ирина Григорьевна, учитель белорусского языка и литературы ГУО "Лельчицкая районная гимназия" Гомельской области Республики Беларусь (онлайн);

Понамарёва Снежана Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Большеуковская СОШ» Большеуковского муниципального района Омской области (онлайн).

В специальной номинации «Воспитатель формирующий интерес к родному языку» (для педагогов дошкольного образования)» победителями стали:

Тюренева Сарима Романовна, воспитатель МБДОУ "Детский сад "Дашенька" г. Абакана Республики Хакасия

Канева Татьяна Юрьевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №2 комбинированного вида" с. Зеленец, Сыктывдинского района Республики Коми

За лучшую разработку урока, посвященного Победе в Великой Отечественной войне дипломами, были отмечены:

Елистратова Ксения Александровна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель русского языка и литературы МОБУ "СОШ "Муринский ЦО №4" г. Мурино Ленинградской области (онлайн);

Кайдаш Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы ДМО лицей-предуниверсарий ГОО ВПО ДОННМУ им.М.Горького (онлайн).

В конце церемонии награждения были объявлены победители, выявленные по итогам всех конкурсных испытаний. 

Третье место поделили Албегова Лариса Константиновна, учитель осетинского языка и литературы ЧОУ «Православная гимназия имени Аксо Колиева» г. Владикавказа Республики Северная Осетия Алания; Коснырева Мария Валерьевна, учитель коми и русского языков и литературы МБОУ "Выльгортская СОШ №1" Сыктывдинского района Республики Коми; Кабанина Наталья Сергеевна, учитель русского языка и литературы МОБУ «Гимназия №5» г. Давлеканово муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан; Самтакова Айна Вячеславовна, учитель алтайского языка и литературы МКОУ "Теленгит-Сортогойская СОШ" Кош-Агачского района Республики Алтай.

Второе место разделили Варюхина Надежда Владимировна, учитель чувашского языка и литературы МБОУ «Большесундырская средняя общеобразовательная школа им. В.А. Верендеева" Моргаушского района Чувашской Республики; Сафетдинова Тансулпан Рамилевна, учитель башкирского языка и литературы МОБУ «СОШ им. Героя Советского Союза Пикунова А.С.» д. Дорогино муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан; Гусейнова Саида Давудмагомедовна, заместитель директора по ВР, учитель аварского языка и литературы МКОУ" Уздалросинская СОШ" Хунзахского района Республики Дагестан.

Первое место было присуждено Аюповой Венере Бектемировне, учителю башкирского языка и литературы, русского языка и литературы МБОУ «СОШ №14» г. Ишимбая муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан и Фатхитдиновой Фаниле Асхатовне, учителю башкирского языка и литературы МАОУ «Уфимская общеобразовательная школа – интернат с первоначальной летной подготовкой имени дважды Героя Советского Союза Гареева Мусы Гайсиновича» городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Абсолютным победителем Международного мастер-класса учителей родного, в том числе русского языка - 2021 и обладателем Гран-При «Серебряное перо» стал Данильчев Александр Алексеевич, учитель эрзянского языка МОУ "Лицей №26" г.о. Саранск Республики Мордовия.

Председатель жюри Международного мастер-класса учителей родного, в том числе русского, языка Алевтина Дмитриевна Дейкина, профессор Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук, высоко оценила профессионализм всех финалистов, а также организацию и проведение мероприятия.

 

Поздравляем с заслуженной наградой финалистов и желаем дальнейших успехов!